Караваю-Раю
Свадебный хлеб отличается богатством форм, видов и названий: Каравай, шишки (небольшие булки), лежень, калач, верч (для одаривания гостей) борона, пряха, перепиец (дары для родителей молодых) и другие.
Каравай – самое распространенное название. Это праздничный хлеб из белой муки, обычно, круглой формы. Выпекают его только на свадьбу, как у молодого, так и у молодой. Обрядовым разделением каравая заканчивается основная часть свадьбы.
Шишки - небольшой круглый хлебец с выступами сверху, испеченный специально для приглашения. Старшей дружке дают в платок столько шишек, сколько должно быть приглашено гостей на свадьбу. Те, у кого молодая оставляет на столе шишку, обязательно желанные гости на свадьбе.
Шишками, которые лепят из каравайного теста, украшают верхушку каравая и других свадебных изделий. Шишки венчают головками, напоминающими сосновые шишки или зубцы.
Лежень это продолговатый хлеб, напоминающий корзину, наполненную подарками. Он должен лежать (отсюда и название) на столе, пока не начнут делить каравай.
Обычно изготавливают два лежня - для молодого и молодой.
После всех церемоний, навещая родственников, молодая увозила лежень свекрови, а молодой - теще.
Верч - небольшая буханка с шишкой посредине. Её дают старосте на свадьбе, чтобы пустил свадебную свиту во двор молодого.
Пряха - праздничный хлеб прямоугольной формы, его дарят матери, когда забирают дочь к молодому.
Мы на каравай идем
Выпекание каравая, является одной из основных частей свадебного обряда. На каравай, приглашают нечетное количество женщин (5-7), которые хорошо живут с мужьями. Приглашает на замес каравая замужняя сестра молодого или молодой.
Она берет хлеб и, зайдя в дом говорит:
- Просили отец и мать, и я прошу на хлеб, на соль, на каравай.
- Спасибо, - ей отвечают, - отцу, матери и тебе за память.
Каждая из приглашенных берет паляницу и идет на каравай.
Войдя в дом, дает хлеб матери молодой или молодого:
- Бог вам поможет на всё доброе.
Приглашенные женщины приносят муку:
Мы на каравай идем,
На каравай муку несем
Еще розовые цветы,
Чтобы любились дети.
А также яйца, масло, мед:
Несем меда горшок,
Несем семь коп яиц,
Несем комок масла,
Чтобы каравай удался.
Каравай-каравай
Каравай-каравай
После благословения свадебного старосты каравайницы приступают к работе. Разводят каравай, в пятницу, а в субботу месят тесто и пекут.
Пятница - начинальница,
А суббота - каравальница.
Хлебную кадку или посудину, в которой разводят праздничный хлеб, ставят на тулуп. Муку и молоко насыпают одновременно (сочетание духовных и материальных начал).
Во время приготовления каравая все действия сопровождаются песнями, начиная с благословения:
Да благослови, Боже,
И отец, и мать,
своему ребенку
Каравай месить,
Этот день величать.
На каравай, используют самые лучшие продукты, которые представляются как особые, (заграничные):
Ой сяду я на терницу
И поеду за границу,
И надою молока подойник,
И будем маслом бить,
Каравай месить.
И чтобы он хорошо поднимался, туда кладут хорошую примасточку:
А мы каравай месили,
Примасточку в каравай вложили,
Да еще и меда горшок,
Да еще и семь коп яиц,
Еще подойник масла,
Чтобы каравай удался,
Чтобы вверх поднялся,
Хорошо зарумянился.
В то же время каравайницы видятся не простыми работницами, а такими, на которых все выигрывает золотом:
Наши каравайницы -
Золотые рукодельницы,
Беленькая ручка,
Золотая обручка.
Когда лепят, все стоят вокруг стола - «чтобы каравай не сел, чтобы высокий был».
Расти, каравай
Шире Дуная,
А выше плота,
А лучше золота,
Ведь Аннушкин род большой,
Чтобы его одарить.
Украшают каравай, соловьями, шишками, колосками.
Иногда подошву к караваю, делают из ржаной муки. Сажать каравай в печь должен кудрявый мальчик. Роль кудрявого, обычно, поручают брату молодой или её близкому родственнику.
Когда каравай, испечется, его вынимают из печи, кладут на мягкое, чтобы не помялся, и расходятся по домам. На следующий день кладут его под вильце и украшают калиной, барвинком, шелковыми лентами.
Разделение каравая - главная и самая торжественная часть свадьбы - происходит как у молодого, так и у молодой. После того как покрыли молодую, дарят каравай. Мать перевязывает дружка полотенцем. Они трижды благословляются: (Боже благослови!)
Тогда дружок режет каравай, а дружки поют:
Дружка каравай режет
А назад поглядывает,
А там его жена стоит,
И семь детей держит;
Да все с карманами,
Весь каравай забрали.
Нарезая каравай, он зазывает: (где-то здесь у нас есть молодой и молодая, просим на этот дар Божий). Молодые встают, кланяются и говорят: (спасибо за этот дар Божий, и тебе, что подал нам). Молодым дают середину вырезанного каравая с шишкой или соловьями. После одаривают родителей, родственников, соседей, восклицая и не минуя никого.
Кадку носят на руках
Когда сделают каравай - каравайницы выгребают печь:
Печь наша хохочет
И каравая хочет,
А шесток заливается,
каравая дожидается.
Сажать каравай в печь должен кудрявый мальчик. Роль кудрявого, обычно, поручают брату молодой или её близкому родственнику. Он должен вымести печь мочалом, специально приготовленным к этому случаю. Когда парень трижды махнет помелом в печи, - сажают каравай. Посадив каравай в печь женщины моют руки. Эту воду, как и ту, которой смывают стол после замеса, несут на ток и там выливают.
Затем входят в дом, и все, кто есть в доме, берутся за кадку, носят ее по дому, распевая:
Ой печь стоит на сохах,
Кадку носят на руках.
Печет наша, и ваша печет,
Испечем каравай учтивый.
Обряды с хлебной кадкой характерны как для центрального, так и Полесского регионов, где в отличие от других регионов обряд ношения и подбрасывания кадки с тестом для каравая.
Чтобы каравай высоким и красивым удался, получил большое распространение. В некоторых селах Уманьщины бытовало более широкое действо с кадкой её подбрасывали вверх, наполняли конфетами, зерном, а затем из нее осыпали молодых, благословляющие на брак. Замесив каравай, каравайницы брались за руки и танцевали по кругу, а одна-две держали крышку от кадки. На Киевщине танец каравайниц назывался «отряхивание муки».
Когда на Волыни пекут каравай, молодой с дружбой и старшим сватом едет к молодой с калачом (это длинная буханка белого хлеба, украшенная цветами, обвитая полотенцем). Несет его сват. У молодой в сенях их встречают «ребята-запорожцы», которых молодой угощает водкой. Войдя в дом, дружба говорит: «Молодушки-каравайнички, просим благословения». Каравайницы отвечают: «Пусть Бог благословит». Молодой кланяется три раза на три стороны. Сват дает корзину с калачом и водкой матери и говорит: «Мамочка милая, держите этот узелок спрячьте на второй разок». Садятся за стол.
Когда каравай, испечется, его вынимают из печи, кладут на подушку, чтобы не помялся, и расходятся по домам.
На следующий день кладут его под вильце и украшают калиной, барвинком, шелковыми лентами:
Каравай наш имею
Я тебя убираю,
То в шелк, то в барвинок,
То в пахучий базилик,
То в розовые цветы,
Чтобы любились дети.
Испеченный каравай лежит на столе в красном углу, где сидят молодые, до тех пор пока его не поделят.
Дружка каравай режет
(Деление каравая)
Разделение каравая - главная и самая торжественная часть свадьбы - происходит как у молодой, так и у молодого. После того как покрыли молодую, дарят каравай, ужинают. Мать перевязывает полотенцами дружка. Они трижды благословляются: «Благословите этот честный хлеб раздать!» - «Боже благослови!»
Тогда дружок режет каравай, а дружи поют:
Дружка каравай режет
А назад поглядывает,
А там его жена стоит,
И семь детей держит,
Да все с карманами,
Весь каравай забрали.
Нарезая каравай, он зазывает: «Где-то здесь у нас есть молодой и молодая, просим на этот дар Божий». Молодые встают, кланяются и говорят: «Спасибо за этот дар Божий, и тебе, что подал нам». Молодым дают середину вырезанного каравая с шишкой или соловьями. После одаривают родителей, родственников, соседей.
Раздав каравай, дружка спрашивает: «Всем ли святой хлеб достался?» Те, кто стоит у порога, отзываются: «Нет, еще запорожцам не давали». Дружок подает куски каравая за порог «запорожцам».
Так заканчивается разделение каравая.